40-мм орудие bofors

История создания и конструкция

К разработке новой зенитной пушки калибра 40 мм специалисты концерна «Бофорс» приступили в конце Второй мировой войны. Первые образцы нового орудия были готовы к 1947 году, производство орудия началось в 1951 году. В основу конструкции была положена испытанная Второй мировой войной пушка L60, но все основные боевые характеристики были значительно улучшены.

Bofors L70 относится к числу немногих современных орудий, чья автоматика функционирует за счёт отката ствола. Приоритет отдавался не высокой скорострельности, а высокой кучности стрельбы одиночным огнём и короткими очередями. Запирание ствола клиновое, с вертикальным перемещением клина. Пушка рассчитана на стрельбу патронами 40×364 мм R, живучесть ствола 4000 выстрелов. Тормоз отката гидравлический, накатник и уравновешивающий механизм — пружинные. Приводы наведения электрические, имеются также дублирующие ручные приводы.

Предыстория разработки орудия

В 1868 году была принята международная Санкт-Петербургская Декларация, которая запрещала использование разрывных снарядов весом менее 0.4 кг. Таким образом использование пушек калибром менее 37-мм (их снаряд весил около 1 английского фунта или 0,4 кг) оказалось под запретом, и несмотря на то, что в годы Первой мировой войны ограничение неоднократно нарушалось, калибр 37-мм стал на долгие годы основным минимальным артиллерийским калибром. В дальнейшем наметился переход на использование более мощного калибра 47-мм, но для зенитных пушек, у которых скорострельность важнее мощности взрыва, калибр был увеличен только до 40-мм.

Список источников и литературы

Примечания

  1. Sweden Bofors 40 mm/60 (1.57″) Model 1936, 24 сентября 2011 г.
  2. ↑ Chrysler Corporation, Gun Maker: Bofors Guns of World War II, 4 ноября 2010 г.
  3. Melvin M. Johnson, Jr., «Rifles and Machine Guns», William Morrow and Company, 1944, 385 стр.
  4. Campbell, p. 254
  5. , Office of Air Force History, United States Air Force, 1982 г.

Список литературы

  • Campbell, John. Naval Weapons of World War Two. Annapolis: Naval Institute Press, 1985. ISBN 0-87021-459-4.
  • Rae, CJE, Harris, AL & Bryant, RK 1987, On target: the story of the 2/3 Australian Light Anti-Aircraft Regiment from formation on 18 July 1940 until disbandment on 14 July 1943 and the subsequent service of 7th Battery, 8th Battery, and 9th Battery, until the end of World War II, 2/3rd Australian Light Anti-Aircraft Regiment Association, .
  • Gander, T 1990, The 40mm Bofors gun, 2nd edn, Patrick Stephens, Wellingborough, Eng.
  • Bishop, C (ed.) 2002, Encyclopaedia of weapons of World War II, MetroBooks, New York.

История развития

Пистолет изначально разрабатывался шведским производителем Bofors, в основном для экспортных целей. Первый прототип был построен в 1932 году; Процесс разработки продолжался до 1934 года. Первыми закупили ружье Нидерланды (заказ на 12 штук был размещен в 1935 году), за ними последовали многие другие страны. Лицензионные копии были произведены в Дании, Финляндии, Нидерландах и Польше.

Ствол был типа моноблока, с полуавтоматическим вертикальным выдвижным казенным и небольшим дульным тормозом . Он устанавливался на тележку, имевшую подвеску и металлические колеса с резиновыми шинами. Для защиты экипажа от огнестрельного оружия и осколков снарядов орудие оснащалось щитом толщиной 5 мм с откидным нижним листом.

История[править]

Один из проектов фирмы «Bofors» второй половины 1970-х гг. В танке планировали реализовать несколько смелых технических решений. Например, предполагалось установить сложную систему раздельного заряжания: снаряды размещались под башней с правой стороны, а заряды подавались из кормовой части корпуса конвейерной системой. Также машина должна была получить внушительную защиту для своего времени. В отчёте 1978 г. «…о дополнительных исследованиях UDES 11, UDES 19 и UDES 32» обсуждалась дополнительная информация о шведской композитной броне. В этом отчёте помимо указанных выше, обсуждалось и несколько других предложенных проектов танков. Эта броня предназначалась для использования на шведских проектах ОБТ с композитной броней первого поколения, таких как UDES 11, UDES 19 и Tornvagn. Стоить отметить, что этот тип брони продолжали разрабатывать в 1980-х гг., и позже испытывали на Strv 103C и проекте Strv 2000. Проект Tornvagn в металле так и не был реализован.

Орудийная установка

Пушки устанавливались на турели с круговым горизонтальным наведением. Более поздние, 4-х и 8-ми ствольные зенитные установки, устанавливались на специальные зенитные турели весом до 16 тонн и оборудованные механическим приводом. Скорость вертикальной и горизонталь­ной наводки механизированных турелей равнялась 25 град./сек.

Система подачи боеприпасов

Ранние модели орудий использовали подачу патронов из брезентовой ленты, позднее стала использоваться металлическая лента-картридж. Боезапас 4-х и 8-ми ствольных зенитных установок составлял 1800 снарядов на ствол, его хватало на 15-20 минут ведения огня.

Боеприпасы

Для 37-мм пушки Bofors было доступно множество различных боеприпасов. Он мог стрелять всеми распространенными типами боеприпасов и некоторыми редкими типами, такими как APDS и зажигательные с белым фосфором .

Шведские боеприпасы
Обозначение Тип Снаряд Пропеллент Представление Источники
Мощность Морда-Во Проникновение
Основной Масса Тип Масса @ 0 ° от нормы Импакт-Во @ 30 ° от нормы Импакт-Во @ 45 ° от нормального Импакт-Во
37-мм sk ptr m / 34 slpprj m / 38 0,735 кг NC 1245 0,205 кг 330 МПа 785 м / с 55 мм на 200 м

739 м / с

45 мм на 200 м

40 мм на 400 м

35 мм на 600 м

32 мм на 800 м

29 мм на 1000 м

739 м / с

33 мм на 200 м

30 мм на 400 м

27 мм на 600 м

24 мм на 800 м

22 мм на 1000 м

739 м / с

37-мм sk ptr m / 34 slpgr m / 39 15 граммов из тротила 0,740 кг 0,217 кг 280 МПа 775 м / с

39 мм на 100 м

30 мм на 900 м

37-мм sk ptr m / 34 slpprj m / 49 APDS-T 24 мм дротик 1150 м / с

70 мм на расстоянии 0 м

65 мм на 200 м

62 мм на 400 м

58 мм на 600 м

55 мм на 800 м

52 мм на 1000 м

1130 м / с

1100 м / с

1060 м / с

1030 м / с

1000 м / с

970 м / с

37-мм sk ptr m / 34 sgr m / 43 95 граммов из тротила 0,680 кг 0,210 кг 330 МПа 805 м / с
37-мм sk ptr m / 34 slövnprj m / 38 П-АП-Т Обнаружение заряда 0,728 кг 0,213 кг 280 МПа 790 м / с
37-мм sk ptr m / 34 övngr m / 34 P-HE Обнаружение заряда 0,660 кг 0,220 кг 330 МПа 810 м / с

Варианты и модификации[править]

  • L-62 Anti II — ЗСУ, изготовленная совместно с фирмой AB Landsverk на базе танка Strv L-62, с карбюраторным бензиновым двигателем Scania-Vabis мощностью 144 л.с., экипаж — пять человек.
  • Luftvärnskanonvagn 40 , сокр.Lvkv 40 — ЗСУ с одноствольным орудием и со спаренным двигателем, не вышедшая за пределы опытно-конструкторских работ по причине отказа заказчика (Шведской армии) из соображений экономии и низкой плотности огня на требуемой дальности до цели.
  • Lvkv 42 (в период полевых испытаний значился под индексомLvkv fm/49 , где«fm» — это сокр. отförsöks modell , «опытный прототип»; заводской индекс производителя 40 VAK) — ЗСУ с одноствольным орудием L/70. Изготавливалась по заказу Шведской армии в 1954 году, не вышла за пределы войсковых испытаний опытных прототипов.
  • Lvkv 43 — ЗСУ со спаренным орудием и электроприводом башни.
  • Tridon — модифицированная модель VEAK 4062 на колёсном ходу, на полноприводном шасси Volvo VME 825B повышенной проходимости с шестиколёсной формулой и усиленным бронированием кабины водителя (в передней части машины) и кабины операторов (по центру), и электроприводом артустановки, расположенной в кормовой части на открытой платформе. В ходе ездовых испытаний и проверки ходовых качеств, показала проходимость по снежному покрову метровой толщины. Экипаж — пять человек. Машина имела четыре модификации (Tridon 1, 2, 3 и 4, соответственно). В связи с начавшейся политикой разрядки международной напряжённости и последовавшим сокращением военных бюджетов стран НАТО проект стал неактуален, компания Volvo разрабатывала ещё ряд проектов аналогичного характера и предложила ещё несколько концептов, которые также были отклонены шведским военным ведомством.
  • VEAK 4062 — ЗСУ со спаренным орудием L/70 (на шасси аналогичном таковому на безбашенном танке Strv 103), с комбинированной двигательной установкой, включавшей в себя танковый дизель Rolls-Royce K60 мощностью 240 л. с. и газотурбинный двигатель Boeing 502-10MA мощностью 300 л.с. Экипаж — три человека (оператор РЛС наведения, наводчик-оператор и водитель) в разделённой вращающейся башне (водитель слева от орудия, операторы справа). Разрабатывалась также модификация ЗСУ на колёсном ходу;

Ссылки

  • 1940 Popular Science cover illustration of twin 40mm Bofors in Swedish service
  • «New Tools For Army Power», October 1941, Popular Science , pages 73–74 on testing of US version of 40mm Bofors
  • 40-mm Automatic Gun M1 (AA) and 40-mm Antiaircraft Gun Carriages M2 and M2A1 TM 9-252
  • 40 MM Antiaircraft Gun, OP 820, 1943: Navy Service Manual placed online courtesy of Historic Naval Ships Association
  • Data and spec comparison of various marks of Bofors 40mm L/60
  • Data and Spec comparison of various marks of Bofors 40mm L/70
  • Rae, CJE, Harris, AL & Bryant, RK 1987, On target: the story of the 2/3 Australian Light Anti-Aircraft Regiment from formation on 18 July 1940 until disbandment on 14 July 1943 and the subsequent service of 7th Battery, 8th Battery, and 9th Battery, until the end of World War II, 2/3rd Australian Light Anti-Aircraft Regiment Association, Melbourne

History[]

The lineage of the Bofors can be traced back to a 1918 design by Krupp, though the final weapon owes almost nothing to its ancestor.

Much like the original Swiss version of the Oerlikon L70, the M1936 gun as designed by Bofors was in no way suited for mass production. Swedish production diagrams dictated a process involving excessive amounts of hand-finishing, with many instructions to «file to fit at assembly» or «drill to fit at assembly.» One American production engineer is said to have joked that the gun was clearly designed «so as to eliminate the unemployment problems of the Great Depression.» The US Navy also rejected the provided twin-mount design as it was not power-assisted or water-cooled, and rejected the Swedish HE ammunition as unsafe and unsuited for mass production.

The British made sweeping changes to the design in this regard, with the Chrysler Corporation using the British design as a basis and making even more alterations. Chrysler made major changes to ten components, and it was claimed these saved 7,500,000 pounds (3,402,000 kg) of material and 1,896,750 man-hours over the course of a year of production.

40mm L/60s were not available to the US Navy in quantity until 1943, but as production picked up they quickly became the preferred anti-aircraft armament, being retrofitted to virtually every class of US warship with the Iowa-class battleships each equipped with eighty. Often they used an aiming director, a pedestal mounted version of the lead-calculating electromechanical Mk 14 Gyro Gunsight for the 20mm Oerlikon called the Gun Director, Mk 51. Up to four power-assisted Bofors gun mounts (hence up to sixteen guns) could be slaved to the point-of-aim of a single gun director, allowing for extremely focused anti-aircraft fire. This proved to be one of the few effective methods of stopping high-speed Japanese kamikaze attacks in the final years of the Pacific campaign.

Postwar, the US Army still regarded the L/60 as a viable weapon system. In 1945 twin 40mm Bofors L/60s were used to arm the M24 Chaffee-based M19 Multiple Gun Motor Carriage, and in 1952 the same armament was used on the M41 Walker Bulldog-based M42 Duster self-propelled AA gun (SPAAG). The latter were used in Vietnam, often in an unintended anti-infantry role: while they started to be replaced in their AA role by the M61 Vulcan-based M163 VADS in 1969, they continued to be used by the US National Guard until 1988.

However, with the development of fast jets and reliable long-range, precision-guided weapons, the 40mm Bofors finally began to show its age, with most countries still operating it as an AA gun adopting MANPADS in the 70s and 80s to replace it. In the very low altitude air defense role for engaging aircraft forced down low by SAM coverage, it was replaced by faster-firing guns such as the 35mm Oerlikon GDF.

The most recent use of the L/60 was arming the AC-130, a development of the C-130 Hercules transport plane armed with a variety of direct-fire weapons for conducting close air support. The early AC-130A mounted two, while the E model replaced one of these with a 105 mm howitzer. These weapons were mostly taken from mothballed M42 Dusters: according to some stories, when four more AC-130s were converted in 2002, the guns had to be sourced from vehicles found on a firing range. While the latest AC-130J and W variants do not mount Bofors guns, other existing variants still carry them.

История[править]

К созданию 40-мм автоматической пушки шведский концерн «Бофорс» приступил в 1928 году по заказу ВМС Швеции. Моряки, недовольные характеристиками ранее закупленных британских автоматических пушек «Пом-пом», желали получить более надёжное и дальнобойное оружие для ведения огня прежде всего по воздушным целям. Первые образцы, представленные на испытания в 1929 году оказались ненадёжными. Лишь к 1932 году орудие удалось довести до требуемого уровня и оно стало предлагаться заказчикам.

Поскольку шведский флот в тот период увлёкся автоматическими зенитными системами меньших калибров, первым заказчиком L60 стал голландский флот, установивший 5 спаренных установок этого типа на лёгкий крейсер «Де Рёйтер» (De Ruyter

). В дальнейшем голландский флот закупил ещё ряд партий оружия для вооружения кораблей, причём пушки монтировались на специальной стабилизированной установке, разработанной голландской (Hazemeyer ). В конце 1930-х годов эта установка была наиболее совершенным в мире зенитным оружием ближнего действия.

В то время поддерживала теснейшие деловые контакты с немецким военно-промышленным концерном «Крупп», в связи с чем упорно ходили слухи о том, что орудие на самом деле было разработано немецкими инженерами лабораторий «Крупп», но об этом не могло быть заявлено публично, так как согласно подписанному немецким главнокомандованием акту о капитуляции и Версальскому мирному договору, Веймарская Германия признавалась побеждённой стороной по итогам Первой мировой войны, что налагало на национальную промышленность и прикладную науку соответствующие ограничения, в том числе и на разработку отдельных видов вооружений, и согласно данной гипотезе, немецкое военное руководство желало испытать новый образец зенитного вооружения в боевой обстановке, в одном из назревающих локальных конфликтов, предварительно поставив опытную партию орудий одной из воюющих сторон, для чего требовалось право на участие в международной торговле оружием, которого они не имели по вышеописанным причинам, в то время как Швеция имела, так как была нейтральным государством, а поставка партии новых зенитных орудий в ту или иную страну не могла пройти без международной огласки этого события, — недопустимость широкой огласки немецкого перевооружения служила дополнительным аргументом в пользу данной версии и якобы имевшая место протекция, оказанная Круппами и другими влиятельными немецкими промышленниками в продвижении нового продукта на мировой рынок вооружений, и их посредничество в заключении международных сделок с участием Швеции как стороны-поставщика. Также, в основе такого рода гипотез указывалось и то обстоятельство, что немецкие конструктора имели богатый и разносторонний опыт проектирования и создания зенитных вооружений, продиктованный практической потребностью кайзеровской армии и флота в военные годы, так как Германия являлась одним из главных государств-участников Первой мировой войны, а Швеция вообще была нейтральным государством в ходе минувшей войны и такого опыта местным конструкторам просто неоткуда было набраться.

Противотанковая винтовка «Bofors» m/40 (Швеция)

Несмотря на заявленный нейтралитет страны во Второй мировой войне, армия Швеции активно перевооружалась новейшими системами вооружения. Это касалось как легкого пехотного (пистолеты, пистолеты-пулеметы, винтовки и пулеметы), так и тяжелого стрелкового оружия. После начала Второй мировой войны Министерство обороны Швеции приняло решение оснастить пехоту и тяжелой противотанковой винтовкой. По-видимому, главной причиной такого решения стало победоносное продвижение по Европе стальных колонн германского Панцерваффе (достигнутое, впрочем, как сейчас считается, больше за счет передовой военной стратегии, чем за счет качества и количества бронетехники).

Основным предприятием Швеции, отвечавшим за оснащение армии тяжелым вооружением, была . В частности, в начале 1930-х гг. ею были созданы автоматические орудия калибров 25 и 40 мм, поставленные на вооружение шведской армии в качестве оружия ПВО, а также противотанкового оружия. В 1940 г. на основе конструкции 20-мм автоматических пушек инженеры «Bofors» создали тяжелую противотанковую винтовку. При этом учитывался опыт датчан (винтовка «Madsen» обр. 1935 г.) и финнов (винтовка «Lahti» обр. 1939 г.), создавших как раз 20-мм винтовки.

Читать: Конструкция винтовок «McMillan»

Пушка была поставлена на низкую треногу массой 12 кг и немного укорочена. Раздвижная тренога была выполнена складной и имела регулировку по высоте в крайне ограниченном диапазоне. Тренога в походном положении приобретала вид, приспособленный для укладки на колесный лафет либо полозья.

На этом все отличия от стандартной 20-мм автоматической пушки заканчивались. В таком виде оружие было поставлено на вооружение шведской армии под обозначением «Bofors» обр. 1940 г. (m/40) вскоре после создания.

Винтовка повторила все недостатки 20 мм противотанковых винтовок, созданных примерно в то же время в различных странах. Она была очень тяжела (хотя и немного легче датской винтовки «Madsen»), нестабильна при стрельбе (дульного компенсатора оружие не имело). Стрелять приходилось из крайне неудобного положения: сидя на земле широко расставив ноги, удерживая винтовку за рукоятки с тыльной стороны.

Огромная отдача заставляла стрелка очень сильно сжимать рукоятки оружия. Приклада винтовка не имела, так как инженерыпроектировщики справедливо посчитали такую конструкцию небезопасной. Из-за очень длинного хода ствола назад вкупе с мощным импульсом отдачи при выстреле оружие подпрыгивало на сошках вверх-назад сантиметров на 20. Это серьезно угрожало бы здоровью стрелка, рискнувшего приставить такого «кузнечика» (именно такое прозвище получило оружие в армии) к плечу.

Читать: Штурмовая винтовка «Heckler & Koch» G3 (ФРГ)

Прицельные приспособления были весьма примитивны. Если учесть, что нацеливание «по стволу» практически невозможно вследствие невозможности пригнуться к оружию ближе, чем на 20 см, то очевидно, что стрелять приходится чуть ли не вслепую. Все это привело к крайней непопулярности противотанковой винтовки «Bofors» m/40 в армии, чего не скажешь об автоматических орудиях аналогичной конструкции.

Возможно вам будет интересно:

  • Противотанковая винтовка «Carl Gustav» m/42 (Швеция)
  • Крупнокалиберный пулемет «Type 54» (Китай)
  • Противотанковые винтовки «Solothurn» (Швейцария)
  • Пистолеты-пулеметы ZK 383 и FNAB 1943
  • Универсальный пулемет FN MAG (Бельгия)
  • Пистолет «Lahti» VKT-L 35 (Финляндия)

История[править]

К созданию 40-мм автоматической пушки шведский концерн «Бофорс» приступил в 1928 году по заказу ВМС Швеции. Моряки, недовольные характеристиками ранее закупленных британских автоматических пушек «Пом-пом», желали получить более надёжное и дальнобойное оружие для ведения огня прежде всего по воздушным целям. Первые образцы, представленные на испытания в 1929 году оказались ненадёжными. Лишь к 1932 году орудие удалось довести до требуемого уровня и оно стало предлагаться заказчикам.

Поскольку шведский флот в тот период увлёкся автоматическими зенитными системами меньших калибров, первым заказчиком L60 стал голландский флот, установивший 5 спаренных установок этого типа на лёгкий крейсер «Де Рёйтер» (De Ruyter). В дальнейшем голландский флот закупил ещё ряд партий оружия для вооружения кораблей, причём пушки монтировались на специальной стабилизированной установке, разработанной голландской компанией «Хаземейер» (Hazemeyer). В конце 1930-х годов эта установка была наиболее совершенным в мире зенитным оружием ближнего действия.

В то время фирма «Бофорс» поддерживала теснейшие деловые контакты с немецким военно-промышленным концерном «Крупп», в связи с чем упорно ходили слухи о том, что орудие на самом деле было разработано немецкими инженерами лабораторий «Крупп», но об этом не могло быть заявлено публично, так как согласно подписанному немецким главнокомандованием акту о капитуляции и Версальскому мирному договору, Веймарская Германия признавалась побеждённой стороной по итогам Первой мировой войны, что налагало на национальную промышленность и прикладную науку соответствующие ограничения, в том числе и на разработку отдельных видов вооружений, и согласно данной гипотезе, немецкое военное руководство желало испытать новый образец зенитного вооружения в боевой обстановке, в одном из назревающих локальных конфликтов, предварительно поставив опытную партию орудий одной из воюющих сторон, для чего требовалось право на участие в международной торговле оружием, которого они не имели по вышеописанным причинам, в то время как Швеция имела, так как была нейтральным государством, а поставка партии новых зенитных орудий в ту или иную страну не могла пройти без международной огласки этого события, — недопустимость широкой огласки немецкого перевооружения служила дополнительным аргументом в пользу данной версии и якобы имевшая место протекция, оказанная Круппами и другими влиятельными немецкими промышленниками в продвижении нового продукта на мировой рынок вооружений, и их посредничество в заключении международных сделок с участием Швеции как стороны-поставщика. Также, в основе такого рода гипотез указывалось и то обстоятельство, что немецкие конструктора имели богатый и разносторонний опыт проектирования и создания зенитных вооружений, продиктованный практической потребностью кайзеровской армии и флота в военные годы, так как Германия являлась одним из главных государств-участников Первой мировой войны, а Швеция вообще была нейтральным государством в ходе минувшей войны и такого опыта местным конструкторам просто неоткуда было набраться.

Оперативное использование

Шведское орудие поступило на вооружение шведской армии под двумя разными обозначениями: luftvärnskanon m / 29 и luftvärnskanon m / 30 , оба производились с диаметром ствола 75 мм («7,5 см») и 80 мм («8 см»), в зависимости от под заказ.

В ноябре 1929 года Финляндия купила восемь первых опытных образцов и опытных серий орудий мобильного варианта и ввела их в эксплуатацию как 76 ItK / 29 B и 76 ItK / 28 B , ItK, что означает IlmaTorjuntaKanuunaan , «зенитное ружье». В отличие от более поздних моделей, орудие использовало другую транспортную систему с одной тяжелой осью и двумя колесами. Во время Зимней войны орудия были соединены с механическими компьютерами управления огнем Vickers M34 Vc .

В 1938 году «Персия» закупила 24 единицы слегка модифицированных Luftvärnskanon m / 30-37 (также известных как Luftvärnskanon m / 37), предназначенных для 6 батарей по 4 орудия в каждой. Начало Второй мировой войны предотвратило дальнейшие поставки.

Венгерская 8-см 29М в России, 1942 г.

Одну из самых крупных партий орудия закупила Венгрия (все в 80-мм варианте), которая успешно применила ее на Восточном фронте Великой Отечественной войны как в зенитной, так и в противотанковой роли (под обозначением 8-cm 29М ). Дьердь Себени также разработал вариант самоходной зенитной установки 40M Nimród, вооруженной 80-мм пушкой Bofors, вместо оригинальной 40-мм пушки, но она так и не пошла в производство.

Греция заказала вариант 80 мм и использовала его для усиления ПВО линии Метаксас .

Между 1935 и 1938 годами Королевская армия Нидерландов в Ост-Индии заказала 52 единицы слегка модифицированной пушки Luftvärnskanon m / 36 в варианте 80 мм L / 50. Из них 36 были доставлены, 12 — на передвижных крестообразных платформах, а остальные — на фиксированных позициях. Большинство из них были доставлены по частям, а затем собраны на предприятиях Wilton-Fijenoord . Войска Голландской Ост-Индии использовали орудия для усиления защиты ключевых портов, в частности, восемь орудий защищали Соэрабаджу от японского вторжения .

Design Details[]

Cross-section showing recoiling components (red) and components of the loading mechanism (green).

Cross-section showing the moving components of the gun at their rearmost position during a cycle.

Operation of the vertically sliding block (front of the gun is on the left).

The 40mm Bofors is a long recoil-operated weapon using a vertically sliding block, with automatic loading using a gravity feeder and ramming tray. The gun is select-fire with both semi and auto settings, with the fire selector a pointer-like lever on one side of the breech assembly near the rear. It can also be operated manually, though this was only for emergency use if there was something wrong with the automatic feed system. Most variants of the gun eject directly rearwards, but employ a series of deflectors and chutes to redirect spent casings to eject from the front of the gun mount.

The sliding block operates in a manner resembling a falling block action: in this case, though, the movement of the block is controlled by a cam surface that mates with a roller on a crank set attached to the block. This crank is also attached to the shaft of the closing spring. As the gun recoils, the angled cam surface forces the cranks to lower the block, allowing for extraction of the spent casing and tensioning the closing spring: as it returns to the forward position, there is time for the ramming tray to chamber a new round before the cams are released and the breech closed by the tensioned spring. A large operating handle resembling a steam train’s brake lever mounted on the side of the gun is pulled back to lower the block in order to chamber the first round.

The fundamental operation of aiming and firing most mountings was handled by two men. The crewman on the right side of the mount, the «trainer,» was responsible only for traversing the gun, while the man on the left, the «pointer,» was responsible for elevation, and also firing the gun using a foot-pedal. Both operators had their own gunsight, and coordinated their efforts to aim the weapon. In manually operated mountings, each operator had a two-handed crank in front of them to perform their part of the aiming operation.

While feeding and ejection are ambidextrous, the fire controls are only on one side. As a result, «left» and «right» guns had to be manufactured for multiple gun mounts with their controls on the relevant side. The reversed components were the hand operating (cocking) lever, fire selector, trigger mechanism and firing plunger, access doors for the breech mechanism, and extractor release levers. US quad mounts would have the guns spaced in two pairs, each of a left and a right gun.

Эксплуатация и боевое применение[править]

Несмотря на то, что позже L60 на производстве сменила L70, L60 оставалась на службе в первых рядах вплоть до 1980-х. Бофорс L60 до сих пор используется на ганшипах Lockheed AC-130 для стрельбы по наземным целям.

Ниже представлен список вооружённых конфликтов, в ходе которых применялись «Бофорс»:

  • Гражданская война в Испании (1936—1939)
  • Гражданская война в Китае (1936—1939)
  • Советско-финская война (1939—1940)
  • Советско-финская война (1941—1944)
  • Вторая мировая война (1939—1945)
  • Война за независимость Индонезии (1945—1949)
  • Американская контрпартизанская война на Филиппинах
  • Холодная война (различные эпизоды)
  • Корейская война (1950—1953)
  • Вторая Индокитайская война (1965—1973)
  • Фолклендский конфликт (1982)
  • Вторжение США в Панаму(1989—1990)
  • Война в Персидском заливе (1990—1991)
  • Война США и НАТО против Югославии (1991—2001)
  • Война США и НАТО против Ирака (2003—2011)
  • Американская военная интервенция в Сомали (2006)

Последующие модификации

40 mm L70

Израильская установка Bofors L70.

К концу Второй Мировой войны скорость реактивных самолётов не позволяла Bofors L60 выпускать достаточно снарядов, чтобы эффективно выполнять функции ПВО. Инженеры корпорации Bofors рассматривали два основных варианта создания орудия, соответствующего новым условиям — улучшение Bofors L60 или создание новой 57-мм пушки. В конечном счёте они сделали и то, и другое.

Новое 40-мм орудие использует несколько большие выстрелы с немного более лёгким снарядом (870 грамм), начальная скорость которого составляет 1030 м/c. Темп стрельбы вырос до 240 выстрелов в минуту, а установка получила генератор и электропривод. Первая версия Bofors L70 была изготовлена в 1947, прошла испытания в 1948 и была принята на вооружение в 1951 году. Последующие улучшения позволили увеличить темп стрельбы сначала до 300, а затем и до 330 выстрелов в минуту.

Экспортные поставки начались как и в прошлом с Нидерландов и Великобритании, а в ноябре 1953 года Bofors L70 стало стандартным противовоздушным орудием НАТО и начало тысячами поступать в войска. 40 mm L/70 стала основным орудием множества самоходных установок, например, M247 Sergeant York на базе танка M48.

Шведская боевая машина пехоты Strf 90.

В настоящее время Bofors L70 используется в качестве основного орудия на шведской самоходной установке CV90 и южнокорейской БМП K21.

Для Bofors L70 разработаны уникальные программируемые боеприпасы.

DARDO

Итальянская компания Breda создала несколько систем ПВО на базе Bofors L70, а также создали зенитно-артиллерийский комплекс DARDO для армии и ВМС Италии. Новейшая разработка Breda «Fast Forty» достигла темпа стрельбы 450 выстрелов в минуту на каждый ствол.

Варианты

Bofors 57-мм Mk 1

Компания Bofors разработала Mark 1 в качестве замены для морской артиллерийской пушки Bofors 57 мм L / 60 в 1962 году. Усовершенствования включали: переход от конструкции спаренного орудия к конструкции с одинарным орудием, более высокая скорострельность, использование новых боеприпасов (в том числе улучшенный бесконтактный предохранитель) и новая электрогидравлическая система для быстрого обучения и подъема. Финляндия, Малайзия, Норвегия, Индонезия, Сингапур и (бывшая) Югославия входят в число стран, принявших Mark 1.

Bofors 57-мм Mk 2

Mark 2 был облегченной версией, в которой использовалась новая сервосистема. Бофорс спроектировал это орудие в 1981 году, и оно поступило на действительную службу на корвете класса « Стокгольм » в 1985 году. Орудие было частично двойным в том смысле, что оно было достаточно точным и маневренным, чтобы уничтожать подводные ракеты. Всего компания Bofors произвела около 25 орудий Mk 2.

Bofors 57 mm Mk 3 на финском ракетном катере Ханко

Bofors 57-мм Mk 3

Mark 3 — последняя версия пистолета. Компания Bofors разработала его в 1996 году и поступила на вооружение в 2000 году. Пушка использует интеллектуальные боеприпасы, но также может стрелять теми же боеприпасами, что и Mk 2. Стелс-вариант имеет уменьшенный профиль радара, отчасти за счет скрытия ствола орудия, когда оно не стреляет. . Кроме того, у пушки есть небольшой радар, установленный на стволе орудия, для измерения начальной скорости пули в целях управления огнем и мгновенной смены типа боеприпасов благодаря системе двойной подачи. Пистолетом также можно управлять / вести огонь вручную без системы FC с помощью джойстика и видеокамеры (установленной на пистолете).

57-мм пушка Mk 110

По сути, это немного модифицированный Mark 3, он был предложен для использования Береговой охраной США в 2004 году и ВМС США в 2006 году. Программируемые боеприпасы Bofors 57 мм 3P обозначаются как Mark 295 Mod 0 на вооружении США.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector