Служба внешней разведки россии (свр рф)
Содержание:
- Структура команды
- Директор СВР
- Работа внешней разведки на Ближнем Востоке
- Операции
- Участие во внешней политике России
- Система органов внешней разведки
- Правовой орган
- Подробнее о деятельности СВР России
- Структуры, находящиеся в непосредственном подчинении директора СВР
- Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920
Структура команды
Президент России Владимир Путин и Михаил Фрадков , глава СВР РФ с 2007 по 2016 год
Согласно статье 12 Федерального закона 1996 г. «О внешней разведке», «общее руководство» деятельностью внешней разведки осуществляет президент России , который назначает директора СВР .
Директор регулярно проводит брифинги для президента. Директор является постоянным членом Совета безопасности России и Совета обороны.
Согласно опубликованным источникам, в 1990-е гг. В состав СВР входили следующие управления:
- Управление по связям с общественностью: Политическая разведка: включает семнадцать отделов, каждое из которых отвечает за разные страны мира (шпионаж в США, Канаде, Латинской Америке и т. Д.)
- Управление S: Незаконная разведка: включает тринадцать отделов, ответственных за подготовку и размещение « нелегальных агентов » за границей, «биологический шпионаж», вербовку иностранных граждан на территории России и другие обязанности.
- Управление X: Научно-техническая разведка
- Управление КР: Внешняя контрразведка: это Управление «осуществляет проникновение в службы внешней разведки и безопасности и осуществляет наблюдение за российскими гражданами за рубежом».
- Дирекция ОТ: Оперативная и техническая поддержка
- Управление R: Оперативное планирование и анализ: оценивает операции SVR за рубежом.
- Управление I: Компьютерная служба (информация и распространение): анализирует и распространяет данные разведки и публикует ежедневные сводки текущих событий для президента.
- Управление экономической разведки
Согласно веб-сайту СВР РФ, в настоящее время организация состоит из директора, первого заместителя директора (курирующего направления внешней контрразведки и экономической разведки) и следующих отделов:
- Персонал;
- Операции;
- Анализ и информация (ранее Институт разведки);
- Наука;
- Операционная логистика и поддержка.
Каждое управление возглавляет заместитель директора, который подчиняется директору СВР. Краснознаменная разведывательная академия была переименована в Академию внешней разведки (АБП — русские инициалы) и размещается в Управлении науки.
Директор СВР
Обыкновенные погоны генерала российской армии с 1994 г.
Директор СВР (на уровне федерального министра) автоматически является постоянным членом Совета Безопасности Российской Федерации . При военном статусе директор СВР имеет звание и фамилию генерала армии (4 звездочки среднего размера в один ряд на больших простых или золотых погонах). Он имеет право передвигаться в служебном автомобиле со специальными государственными регистрационными номерами (с флагом России). Он находится под защитой Федеральной службы охраны (орган по защите высоких сановников).
Федеральные специальные таблички
Действующий директор СВР: Михаил Фрадков с9 октября 2007 г.. Гражданский.
- Бывшие руководители СВР:
- Евгений Примаков (1991-1996), гражданский.
- Вячеслав Трубников (1996-2000), генерал армии.
- Сергей Лебедев (2000-2007), генерал армии.
Работа внешней разведки на Ближнем Востоке
В 60-х годах Ближний Восток являлся горячей точкой планеты и привлекал внимание разведслужб основных стран, в том числе СССР. Резидентуры внешней разведки на Ближнем Востоке были созданы в 40-х годах и постоянно отслеживали происходящие там политические процессы
Особое внимание уделялось вскрытию планов основных стран Запада (США, Англии и Франции), а также Израиля в этом регионе.
В 60-е годы внешней разведкой была получена информация о подготовке Израиля к новой агрессии против арабских стран, в том числе дата его нападения на Египет и Сирию в 1967 году. Разведывательная информация была доведена до руководства арабских стран, которое, однако, ее недооценило и переоценило военный потенциал своих стран. В результате Израиль в ходе шестидневной войны в июне 1967 года нанес серьезное поражение Египту и Сирии и оккупировал значительные арабские территории.
В 60-х годах внешняя разведка получала важную разведывательную информацию в арабских странах, которая регулярно докладывалась руководству страны.
Египет
Была получена информация о деятельности США, Великобритании и Франции на Ближнем Востоке по созданию новой военно-политической группировки по образцу Багдадского пакта, связанного с НАТО.Своевременно доложенная в Центр, она позволила советскому руководству принять эффективные меры для срыва этих планов, направленных против нашей страны.
Разведка также регулярно получала доклады послов основных стран Запада, вскрывающие политику этих государств на Ближнем Востоке, их попытки изолировать СССР и ослабить его влияние.
Была также получена важная информация о внешней и внутренней политике Египта, свидетельствовавшая о приверженности Г.А. Насера тесным связям с Советским Союзом. Резидентура внешней разведки получила и направила в Центр документальные сведения об устремлениях израильской разведки в Египте, что способствовало разоблачению и аресту израильской агентуры.
Ливан и Сирия
Резидентуры внешней разведки в Ливане и Сирии регулярно добывали и направляли в Центр документальную информацию о планах США и Англии по сколачиванию военно-политического блока на Ближнем Востоке и включению в него Ливана. Добывалась документальная информация из западных источников, вскрывавшая заговоры НАТО против Сирии. Большая работа проводилась с армянской и другой эмиграцией в этих странах с целью приобретения важных источников политической информации.
Проводились активные мероприятия для дискредитации отдельных прозападнонастроенных политических деятелей в Ливане.
Операции
Шпионаж
По словам бывшего офицера СВР Кузьминова, с конца 1980-х годов КГБ, а затем и СВР начали создавать «второй эшелон» из «вспомогательных агентов в дополнение к нашему основному оружию, нелегалам и спецагентам». Эти агенты являются легальными иммигрантами, включая ученых и других специалистов. Другой офицер СВР, сбежавший в Великобританию в 1996 году, описал несколько тысяч российских агентов и разведчиков, некоторые из которых были «нелегалами», живущими под глубоким прикрытием за границей.
В период с 1994 по 2001 год в число громких случаев, когда американцы работали в качестве источников («шпионов») в российских агентствах, входили дела Олдрича Хейзена Эймса , Гарольда Джеймса Николсона , графа Эдвина Питтса , Роберта Филипа Ханссена и Джорджа Трофимоффа . Их можно было бы считать двойными агентами, потому что они работали на американские спецслужбы, предоставляя информацию в Россию. Однако они не были российскими «нелегалами», потому что были гражданами США.
Сотрудничество с иностранными спецслужбами
Соглашение о сотрудничестве в области разведки между Россией и Китаем было подписано в 1992 году. Этот секретный договор предусматривает сотрудничество ГРУ ГШ ВС РФ и СВР РФ с Управлением военной разведки Народно-освободительной армии Китая . В 2003 году сообщалось, что СВР РФ готовила иракских шпионов, когда Россия сотрудничала с Саддамом Хусейном . СВР также имеет соглашение о сотрудничестве с охранкой службами некоторых бывших советских республик, такие как Азербайджан и Беларусь .
Убийства за границей
«В советское время СВР — тогда часть КГБ — занималась тайными политическими убийствами за границей». Сообщается, что эти действия продолжаются. В сентябре 2003 года сообщалось, что агент СВР РФ в Лондоне готовился убить Бориса Березовского из бинарного оружия , поэтому Березовскому было срочно предоставлено убежище в Великобритании. Офицеры ГРУ, убившие Зелимхана Яндарбиева в Катаре в 2004 году, по сообщениям, заявили, что поддерживающие их агенты СВР подвели их, не эвакуировав вовремя, поэтому они были арестованы властями Катара.
Бывший агент КГБ Игорь Убийца , предположительно отравивший Александра Литвиненко в 2006 году, якобы был сотрудником СВР. Однако в СВР отрицают причастность к отравлению Александра Литвиненко . Представитель СВР на вопрос Литвиненко заметил: «Дай Бог ему здоровья».
Интернет-дезинформация
По словам старшего офицера СВР Сергея Третьякова , он часто отправлял разведчиков в филиалы Нью-Йоркской публичной библиотеки, где они получали доступ к Интернету, не зная их личности. Они размещали пропаганду и дезинформацию на образовательных веб-сайтах и отправляли электронные письма вещательным компаниям США. Статьи или исследования были подготовлены российскими экспертами, работавшими в СВР. Целью этих активных мер было обеление внешней политики России , создание позитивного имиджа России, пропаганда антиамериканских настроений и «разжигание разногласий и волнений внутри США».
Участие во внешней политике России
Во время президентства Бориса Ельцина СВР вступила в конфликт с Министерством иностранных дел из- за направления внешней политики России. Директор СВР Евгений Примаков отодвинул на задний план министерство иностранных дел, опубликовав предостережения для Запада не вмешиваться в объединение России с другими бывшими советскими республиками и назвав расширение НАТО угрозой безопасности России, в то время как министр иностранных дел Андрей Козырев просил о другом. Соперничество закончилось решающей победой СВР, когда Примаков заменил Козырева в январе 1996 года и привел с собой ряд сотрудников СВР в МИД России.
В сентябре 1999 года Ельцин признал, что СВР играла большую роль во внешней политике России, чем МИД. Сообщалось, что СВР определила позицию России по передаче ядерных технологий Ирану , расширению НАТО и модификации Договора по противоракетной обороне . СВР также пыталась оправдать аннексию стран Балтии Советским Союзом во время Второй мировой войны, используя выборочно рассекреченные документы.
Система органов внешней разведки
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (ст. 12 ФЗ о внешней разведке): Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «О Федеральной службе безопасности».
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами Службы внешней разведки, так и органами внешней разведки, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Главным разведывательным управлением Минобороны России и органами ФСБ России (схема 26).
Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.
Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.
Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР.
В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. № 3245–1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.
В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.
Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.
Главное разведывательное управление (ГРУ), являясь органом внешней разведки Министерства обороны РФ, осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Полномочия по разведывательной деятельности ГРУ определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 09.02.2018). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используются в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательную деятельность осуществляют также органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности». При этом для органов ФСБ России разведывательная деятельность является одним из основных видов деятельности.
Правовой орган
«Закон о внешней разведке» был написан самим руководством СВР и принят в августе 1992 года. Этот закон предусматривал условия для «проникновения чеков всех уровней правительства и экономики», поскольку он предусматривал, что «карьерные кадры могут занимать должности в министерства, ведомства, учреждения, предприятия и организации в соответствии с требованиями этого закона без ущерба для их связи с иностранными спецслужбами ».
Новый «Закон об органах внешней разведки» был принят Государственной Думой и Советом Федерации в конце 1995 года и подписан тогдашним президентом Борисом Ельциным 10 января 1996 года. Закон уполномочивает СВР выполнять следующие действия:
- Проводить разведку;
- Реализовать активные меры по обеспечению безопасности России;
- Вести военный, стратегический, экономический, научно-технический шпионаж;
- Защищать сотрудников российских учреждений за рубежом и их семьи;
- Обеспечить личную безопасность российских государственных чиновников и их семей;
- Проведение совместных операций с иностранными спецслужбами;
- Ведение электронного наблюдения в зарубежных странах.
СВР отправляет президенту России ежедневные дайджесты разведывательных данных, аналогичные президентскому ежедневному бюллетеню, выпускаемому разведывательным сообществом США в США. Однако, в отличие от США, СВР рекомендует президенту, какие варианты политики предпочтительнее.
С 2012 года Президент Российской Федерации может лично отдавать любые секретные распоряжения СВР РФ без согласования с парламентом национального законодательного органа Федерального Собрания, который состоит из Государственной Думы и Совета Федерации .
Подробнее о деятельности СВР России
Политическое направление российской разведки. В обязанность сотрудников этого направления входит добывание всяческой информации, касающейся того или иного аспекта политики, проводимой правительствами других стран. Внешнеполитические установки, намерения и проекты законов иностранных правительств интересуют сотрудников данного направления прежде всего. Кроме того, российские разведчики собирают сведения о планах и конкретной деятельности заграничных и международных общественных и политических структур (партии, общественные движения и пр.), а, кроме того, планы, намерения и конкретные дела ведущих зарубежных политиков и общественных деятелей. Разумеется, все это делается в целях обеспечения интересов России;
Аналитическое и научно-исследовательское направление
Здесь обрабатываются, анализируются и обобщаются полученные сведения, готовятся аналитические документы по тому или иному важному вопросу, касающемуся, в первую очередь, всяческих глобальных международных процессов и явлений. После обработки аналитические выводы представляются высшим должностным лицам российского государства;
Экономическое направление
Исходя из названия, основным интересом этой службы является все, что связано с экономикой других стран, зарубежных экономических структур и финансовых институтов. Сотрудников этого направления интересует, что творится на сырьевых рынках, на валютных и на рынках металлов и пр. В задачу экономических разведчиков входит также создание выгодных для России условий, при выполнении которых Россия смогла бы достичь успехов во внешнеэкономической деятельности;
Научно-техническое направление. Здесь сотрудники призваны находить упреждающую информацию о всяческих технических, а также научных новшествах. Первоочередной интерес представляют различные инновации, связанные с изобретением нового вооружения;
Служба внешней разведки. Первая обязанность этой службы состоит в обеспечении безопасного пребывания российских официальных лиц и граждан за границей. Служба внешней разведки противодействует спецслужбам других стран, а также криминальным структурам, которые могут нанести вред стране. В последнее время данная служба противостоит также организованным международным преступным сообществам (наркобизнес, терроризм, незаконное распространение всяческих видов вооружений, торговля людьми и пр.).
Структуры, находящиеся в непосредственном подчинении директора СВР
Устройство директора СВР
Аппарат или кабинет директора СВР, включая Департамент протокола, является наиболее интимным структурным компонентом директора СВР.
С. Тимофеев был первым помощником руководителя кабинета министров в 1998–1999 годах.
Офис СВР (связи с общественностью) «связь с гражданским обществом и СМИ»
Неясно, является ли пресс-служба СВР просто еще одним названием службы по связям с общественностью СВР.
- Юрий Кобаладзе был руководителем пресс-службы СВР с 1992 по 1999 год.
- Его сменила Татьяна Самолис (жена Григория Рапоты , заместителя директора СВР с 1994 по 1998 год, см. Ниже).
- Борис Лабоусов долгое время возглавлял пресс-службу СВР.
Группа консультантов, работающих с директором SVR
Группа консультантов, работающих на директора СВР, — это то, что можно охарактеризовать как «sine cura», которая в основном позволяет угодить бывшим чекистам на пенсии и предоставить им дополнительный источник дохода. На жаргоне военных это называется «группа рая» (потому что ее члены, учитывая их весьма преклонный возраст, находятся недалеко от последней встречи с Создателем).
- С 1991 по 1997 год пост руководителя группы консультантов СВР был возложен на генерал-лейтенанта Вадиме Кирпитченко (умер в 2005 году), бывшего первого заместителя директора Первого генерального управления КГБ (предшественник СВР).
- Генерал-лейтенант в отставке Александр Голубев , бывший директор Службы экономической разведки СВР, является старшим консультантом и одновременно президентом Ассоциации ветеранов СВР.
Прочие структуры, находящиеся в непосредственном подчинении директора СВР
Некоторые подразделения, упомянутые в прессе и официальных документах, не упоминаются в организационной структуре СВР.
Также будут:
- Антитеррористический центр
-
Служба по нераспространению оружия массового уничтожения
из которых Guénadi Евстафьев , генерал-лейтенант запаса, был главным
- Особая группа «Заслон»
- Служба для специальных средств связи во главе с Юрием Лукичев
-
Юридический отдел СВР
- Г-н Валери Канторов руководил юридической службой СВР в 1992-1999 годах до перехода в государственный аппарат (директор административного департамента в канцелярии премьер-министра Российской Федерации).Февраль 1999 г. в декабрь 2000), Генерал-майор военной юстиции.
- Г-н Парамонов Анатолий , генерал-майор военной юстиции, сменил Валери Канторова на посту главы Юридической службы, по крайней мере, доНоябрь 2002
- Финансовый отдел с учетом СВР
- Согласно заявлениям в 2001 году бывшего перебежчика из Пе-Ге-Ор Станислава Левченко, 12- му отделу СВР будет предъявлено обвинение в шпионаже с территории России .
Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920
До создания самостоятельной разведывательной службы ВЧК — ОГПУ различные подразделения военных и чекистских органов самостоятельно решали контрразведывательные и разведывательные задачи, формулируя их в зависимости от складывающейся ситуации.
Главная задача, стоявшая перед этими органами, заключалась в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. При этом чрезвычайные комиссии, в частности, на Дальнем Востоке, давали задания своим сотрудникам и агентуре по проникновению в контрреволюционные организации, в том числе за кордоном.
В годы Гражданской войны возникла необходимость засылки агентуры в сопредельные страны для выяснения планов Антанты и белогвардейцев в отношении России. Пионером в этом деле был Ф.Э.Дзержинский.
В начале 1918 года он лично привлек к секретному сотрудничеству в качестве агента бывшего издателя газеты «Деньги» А.Ф.Филиппова, который доброжелательно относился к советской власти, имел обширные связи среди русских промышленников и располагал неплохими разведывательными возможностями.
По заданию Ф.Э.Дзержинского А.Филиппов неоднократно выезжал в Финляндию для сбора политической информации о положении в стране, планах Финляндии в отношении Советской России, замыслах белой гвардии, настроениях солдатских масс и матросов бывшего царского флота, находившихся в те времена в финских портах.
Вскоре органы ВЧК осуществили вывод другого агента в Турцию. В феврале 1918 года Ф.Э.Дзержинский направил полномочному представителю России в Турции письмо с просьбой оказать ему возможное содействие в выполнении разведзаданий.
Закордонную разведку стали проводить и приграничные чрезвычайные комиссии. Перед ними ставилась задача получения сведений о деятельности зарубежных контрреволюционных организаций, ведущих активную деятельность. На практике же агентурную работу пограничные ЧК проводили лишь в приграничной зоне соседних государств и, в основном, для охраны границ России.
С началом Гражданской войны и иностранной интервенции 6 января 1919 года было принято решение об образовании на базе армейских ЧК Особых отделов для организации агентурной работы за рубежом с целью активизации борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии. Агентурной работой за рубежом занимались оперативные отделения и отделения осведомительной службы, входившие в состав особых отделов.
В целях усиления разведывательной работы за рубежом весной 1920 года в Особом отделе ВЧК создается Иностранный отдел, а при особых отделах фронтов, армий и ЧК некоторых губерний — иностранные отделения. Они приступили к созданию первых резидентур в некоторых иностранных государствах.
В соответствии с инструкцией ВЧК для ИНО Особого отдела, при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР создавалась резидентура. Резидент работал под «легальным» прикрытием в миссии и его как разведчика знал лишь глава учреждения. В помощь резиденту выделялся один или два оперработника. Такие резидентуры позднее получили название «легальных». Резиденту предписывалось «не реже одного раза в неделю» отсылать в Центр сведения в шифрованном виде.
Эта же инструкция предусматривала также создание «нелегальных» резидентур в тех странах, с которыми мы не имели дипломатических отношений. По мере необходимости нелегальные резидентуры создавались и там, где имелись «легальные». В таких случаях для большей конспирации агент нелегальной резидентуры не поддерживал контактов с «легальной» резидентурой ВЧК а имел связь непосредственно с Особым отделом.
Таким образом, внешняя политическая разведка зародилась в недрах Особого отдела ВЧК и оформилась как специальное подразделение к лету 1920 года.