Советская 45-мм противотанковая пушка м-42 1942 года

Надежность, проблемы и ремонт двигателя БМВ М42

Рядный четырехцилиндровый двигатель М42, разработанный на базе M40B18 и отличающийся от последнего, главным образом, новой более производительной алюминиевой 16-клапанной ГБЦ с двумя распределительными валами и оптимизированной камерой сгорания. По прежнему на М42 используются гидрокомпенсаторы клапанных зазоров. Диаметр впускных клапанов 33 мм, выпускных 30.5 мм. Характеристики стандартных распредвалов М42: фаза 240, подъем 9.7.
Кроме того, отличается коленвал, облегчены поршни и шатуны (140 мм), впускной и выпускной коллекторы, двухступенчатая дроссельная заслонка, ременной привод ГРМ заменен на более надежный цепной.
Данный мотор использовался на автомобилях БМВ с индексом 18is, преимущественно для рынка Северной Америки.
Заменили М42 в 1996 году на новый двигатель для 318is, им стал 1.9-литровый M44B19.

Проблемы и недостатки двигателей БМВ М42

В области проблем двигатель М42 повторяет своего 8-клапанного собрата М40Б18, кроме недостатков связанных с ГРМ. Прочитать о проблемах БМВ М42 можно тут.

Тактика игры

На этом среднем танке играть нужно максимально аккуратно. Скорости 45 км/ч недостаточно для прорыва флангов или быстрой смены позиции для поддержки союзников в перестрелке. Броня не самая лучшая. Пробивается шведский танк даже фугасными снарядами одноклассников. Это приводит к частым критическим повреждениям модулей и выводу из строя членов экипажа.

Очки прочности – их всего 700, не позволяют идти на размен ими с противником. Лучше без надобности не высовываться, стараться вести огонь с дистанции. Реализовать свой барабан как на легком танке (ЛТ) не выйдет. Машина предназначена только для выполнения роли поддержки союзников со второй линии. Стоит подлавливать неприятеля на перезарядке и «вливать» в него барабан или атаковать его, когда он не готов к ответным мерам.

Более смелый и агрессивный геймплей агрегат позволит, только попав в топ команды. В этом случае можно попробовать играть как ЛТ, подсвечивая противников или попытаться прорвать вражеский фланг.

Не стоит забывать про перезарядку. В это время швед окажется беззащитен. Поэтому стоит заранее выбрать место, где можно спрятаться. Иначе можно легко закончить бой и оказаться в ангаре.

М-42

Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества. 


45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года

45-мм
противотанковая пушка образца 1942 года
(М-42)

Годы выпуска

1942-1945

Выпущено, шт.

10843

Массогабаритные
характеристики

Калибр, мм

45

Длина ствола,
клб

68

Масса в
боевом положении, кг

625

Масса в
походном положении, кг

1250

Углы обстрела

Возвышения
(макс.), °

25

Снижения
(мин.), °

-8

Горизонтальный, °

60

Огневые возможности

Макс.
дальность стрельбы, км

4,55

Скорострельность, выстр./мин

15-20

 «На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола

Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления

Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».

Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.

Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительно­противотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».

Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.

Как получить аппарат?

Швед доступен для покупок в премиум магазине. Сейчас приобрести его можно в различных наборах. Но перед этим стоит разобраться в его преимуществах и недостатках.

Характеристики танка неординарные. Для понимания принципа игры на технике, их стоит рассмотреть подробнее.

Минусы:

  1. Малый обзор. Составляет всего 350 метров. Худший показатель на уровне.
  2. Габариты танка довольно внушительны для своего класса.
  3. Ввиду своих немалых размеров, маскировка не является сильной стороной.
  4. Бронирование машины слабое.

Плюсы:

  1. Орудие довольно точное, хотя имеет свои недостатки. Барабан на 4 снаряда и разовый урон в 150 единиц, позволяют отнять противнику 600 единиц прочности за 8 секунд, что неплохо. Скорость сведения орудия 2,3 секунды. Это время не позволяет сходу реализовать барабан. Есть необходимость «досведения» после выстрела. Но, этот недостаток можно нивелировать умением экипажа и установкой дополнительного оборудования. Бронепробития хватит для комфортного ведения огня.
  2. Машина довольно шустро себя ведет. Но до максимальной скорости разогнаться будет тяжело. Двигатель недостаточно силен для этой техники.

Особенность двигателя М42

  • первый крупносерийный четырехцилиндровый 16-клапанный двигатель с веерным коллектором;
  • высококачественная, перспективная техника;
  • конструкция мотора с газонейтрализатором/без газонейтрализатора (экспортное исполнение);
  • бензин неэтилированный «супер» (октановое число 95);
  • постоянная мощность – постоянный крутящий момент;
  • новая концепция камеры сгорания;
  • головка блока цилиндров новой конструкции с двумя верхними распределительными валами, по принципу проектирования схожа с той, что используется на M50;
  • бесконтактная система зажигания;
  • свечи зажигания с треугольным массовым электродом;
  • новая усовершенствованная электроника двигателя M1.7;
  • ступенчатая дроссельная заслонка;
  • новая система выпуска;
  • усовершенствования в деталях;

Оптимизированный, согласованный газообмен достигается благодаря следующим факторам:

  • система впуска (длина и сечение труб)
  • ступенчатая дроссельная заслонка
  • расчет фаз газораспределения при большой высоте подъема клапана, малом перекрытии клапанов и большом ускорении клапанов
  • размещение клапанов в сочетании с благоприятными газодинамическими условиями за счет формы впускного канала
  • особым образом обработанные впускные и выпускные каналы в головке блока цилиндров
  • камера сгорания совершенно новой конструкции

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Материал на Warspot
  • Записи боев на Strv m/42
В сети Интернет

Strv m/42 // Википедия

Техника Швеции

Лёгкие танки I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Средние танки IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2  • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81  • VIII Primo Victoria  • VIII Lansen C  • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16
Тяжёлые танки VIII Emil I • VIII EMIL 1951  • IX Emil II • X Kranvagn
ПТ-САУ II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

Средние танки

Техника СССР III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122  • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (М)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Объект 274а  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Техника Германии III Großtraktor — Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H Ankou  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Kampfpanzer 07 RH  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Kunze Panzer  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Техника США II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved  • V M4A2E4 Sherman  • V M4A1 Sherman • V Ram II  • VI M4A3E8 Fury  • VI M4A3E8 Thunderbolt VII  • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7  • VII T20 • VII T23E3  • VIII T25 Pilot Number 1  • VIII TL-1 LPC  • VIII T42  • VIII M46 Patton KR  • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing  • VIII T69 • VIII T95E2  • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60  • X T95E6 
Техника Франции III D2 • III Somua S35 • IV SARL 42 • V Renault G1 • VI Bretagne Panther  • VI M4A1 FL 10  • VIII Bat.-Châtillon Bourrasque  • VIII Lorraine 40 t  • VIII AMX Chasseur de chars  • VIII M4A1 Revalorisé  • IX AMX 30 1er prototype • IX Char Futur 4  • IX Bat.-Châtillon 25 t AP • X Bat.-Châtillon 25 t • X AMX 30 B
Техника Великобритании I Vickers Medium Mk. I • II Vickers Medium Mk. II • III Vickers Medium Mk. III • IV Matilda • IV Grant • IV AC 1 Sentinel  • V Cavalier • V Valiant  • V Sherman III • V Matilda Black Prince  • VI Sherman Firefly • VI Cromwell • VI AC 4 Experimental  • VI Cromwell B  • VI Sherman VC Firefly  • VII Comet • VIII Centurion Mk. I • VIII FV4202  • VIII Chieftain/T95  • VIII Centurion Mk. 5/1 RAAC  • VIII Chimera  • IX Centurion Mk. 7/1 • X Centurion Action X
Техника Китая V Type T-34 • VI Type 58 • VII T-34-1 • VIII Type 59  • VIII T-34-2 • VIII T-34-3  • VIII 59-Patton  • VIII 122 TM  • VIII Type 59 G  • IX WZ-120 • XX 121B 
Техника Японии II Chi-Ni • II Type 89 I-Go/Chi-Ro • IV Type 1 Chi-He • V Type 3 Chi-Nu • V Type 3 Chi-Nu Kai  • VI Type 4 Chi-To • VII Type 5 Chi-Ri • VIII STA-1 • VIII STA-2  • IX Type 61 • X STB-1
Техника Чехословакии IV ST vz. 39 • V Škoda T 24 • VI Škoda T 40  • VI Škoda T 25 • VII Konštrukta T-34/100 • VIII TVP VTU Koncept • VIII Škoda T 27  • IX Škoda T 50 • X TVP T 50/51
Техника Швеции IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2  • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81  • VIII Primo Victoria  • VIII Lansen C  • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16
Техника Польша V 25TP KSUST II • V DS PZInż • VI Pudel  • VI 40TP Habicha • VI T-34-85 Rudy  • VI B.U.G.I. • VII CS-44 • VIII CS-52 LIS  • VIII CS-53 • IX CS-59 • X CS-63
Техника Италии II M14/41 • III M15/42 • IV P26/40 • V P.43 • VI P.43 bis • VII P.43 ter • VIII Progetto M35 mod. 46  • VIII P.44 Pantera • IX Prototipo Standard B • X Progetto M40 mod. 65 • X Carro da Combattimento 45 t 

Узлы

Данные с указателей местонахождения водителя используются для предоставления информации о расстоянии и идентификаторе проезжей части. Если перекресток простирается на несколько сотен метров и известны как начальная, так и конечная точки, отображаются обе.

Сопоставьте координаты этого раздела, используя: OpenStreetMap 
Скачать координаты как: KML

Развязки на автомагистрали M42
миля км Съезды на юг (проезжая часть) Соединение Съезды на север (проезжая часть B) Координаты
0,0 0,9 0,0 1,4 Северо-запад , Бирмингем ( запад , север и город), Стоурбридж , (M6) M5 (север) Юго-запад , Вустер M5 (ю)
M5 J4A Начало автомагистрали
1,4 1,6 2,3 2,6 Бромсгроув A38 J1 Нет доступа (только на слип)
5,6 6,0 9,0 9,6 Бирмингем (S) A441 Hopwood Park Services J2 Services Бирмингем (S) A441 Hopwood Park Services
8,4 13,5 Въезд в Вустершир J3 Бирмингем ( Южный ), Реддич , Ившем A435
8,8 14.1 Бирмингем ( Южный ), Реддич , Ившем A435
Въезд в Уорикшир
11,7 12,2 18,8 19,7 Конец переменного ограничения скорости J3A ( ИТОГО NB) Начало переменного ограничения скорости
Лондон , Уорик , Стратфорд M40 Лондон , Уорик , Стратфорд M40
Въезд в Уорикшир Въезд в Уэст-Мидлендс
14,2 14,5 22,8 23,3 Ширли A34 J4 Ширли A34
16,5 16,9 26,6 27,2 Солихалл A41 J5 Солихалл A41
19,9 20,3 32,1 32,7 Бирмингем (E), Бирмингем Интернэшнл , Бирмингем , Национальный выставочный центр , Ковентри A45 J6 Бирмингем (E), Birmingham International , Бирмингем , Национальный выставочный центр A45 (W)

Ковентри (S & W), NEC A45 (E)

22,1 22,6 35,6 36,4 Нет доступа (только на слип) J7 Северо-Запад , Бирмингем (C&N) M6 (N)
Въезд в Уэст-Мидлендс Въезд в Уорикшир
22,7 22,9 36,6 36,8 Нет доступа J7A ( TOTSO SB) Лондон (M1) , Ковентри M6
Лондон (север и восток) (M1) , Ковентри (север и восток) M6 Нет доступа (только на слип)
24,5 39,4 Бирмингем (Центр, восток, север и запад) M6 (север) J8 Нет доступа (только на слип)
Нет доступа (только на слипе) J9 Северо-Запад , Каннок , Lichfield M6 Toll
26,7 42,9 Начало переменного ограничения скорости Кингсбери A4097 , Личфилд A446
Платная дорога M6 North West , Coleshill A446 , A4097
Конец переменного ограничения скорости
32,4 52,2 Услуги Nuneaton , Tamworth A5 , Lichfield (A38) Tamworth Услуги J10
Nuneaton , Tamworth A5 Tamworth услуги
Въезд в Уорикшир Въезд в Лестершир
39,7 63,9 Начало автомагистрали Услуги J11 Бертон-апон-Трент , Measham A444
40,0 64,4 Nuneaton A444 Движение вне автомагистралей Конец автомагистрали. Дорога продолжается по дороге A42 в сторону аэропорта Ист-Мидлендс.
Примечания

Расстояния в километрах и идентификаторы проезжей части получаются с указателей местоположения водителя / указателей местоположения. Если длина перекрестка составляет несколько сотен метров и данные доступны, отображаются начальные и конечные значения перекрестка.

1.000 миль = 1.609 км; 1.000 км = 0.621 мили

Характеристики и свойства боеприпасов

Боеприпасы к 45-мм пушкам 19-K и 53-K, которые использовались и в М-42

  • Номенклатура боеприпасов : бронебойный 53-Б-240
  • бронебойно-трассирующий 53-БР-240
  • бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
  • бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
  • осколочный 53-О-240 (стальной)
  • осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
  • картечь 53-Щ-240
  • дымовой 53-Д-240

Дульная скорость снаряда, м/с : 870
Масса снаряда, кг

  • Подкалиберный бронебойный : 0.85

Калиберный бронебойный : 1.43
Осколочный : 2.14
Дальность прямого выстрела, м : 950
Бронепробиваемость гомогенной брони средней твёрдости, 75 % осколков в заброневом пространстве, мм

  • Калиберным бронебойным снарядом угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали) на дистанции 500 м : 61

на дистанции 1000 м : 51
Подкалиберным бронебойным снарядом

  • угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали) на дистанции 350 м : 82 (Сквозная пробоина, бортовая верхняя броня корпуса и башни. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)

на дистанции 500 м : 62 (Сквозная пробоина, бортовая нижняя броня корпуса. По данным обстрела тяжёлого танка «Тигр» на полигоне в 1943 году)

Конструкция автоматических пушек 2 cm Flak 30 и Flak 38

Зенитные пушки Flak 30 и Flak 38 устроены в принципе одинаково и представляют собой 20 мм автоматическое орудие, установленное на легком колесном лафете.

Сама пушка выполнена в виде отдельного конструктивного узла, пригодного для установки на различных лафетах (что успешно использовали германские конструкторы во время войны).

Пушки имеют ствол-моноблок, длина которого без пламегасителя составляет 1300 мм (65 калибров), а с пламегасителем — 1451 мм (72,6 калибра). Пламегаситель одновременно выполняет и функции дульного тормоза. Длина нарезной части канала ствола составляет 1159,4 мм.

Механизмы автоматики работают за счет использования энергии отдачи затвора, сцепленного со стволом, при коротком откате ствола. Орудие имеет поршневой продольно скользящий затвор, запирание которого осуществляется поворотом его передней части. Ускорителем служит задняя часть затвора, получающая добавочную скорость в момент отпирания затвора.

Cнаряды подаются из секторного коробчатого магазина, на котором имеется индикатор, указывающий количество оставшихся в магазине снарядов. Емкость магазина составляет 20 снарядов. При расходе в магазине всех снарядов подвижные части специальным механизмом взаимозамкнутости автоматически устанавливаются в положение заряжания, а магазин освобождается. При установке нового магазина стрельба автоматически возобновляется.

Спусковой механизм позволяет стрелять одиночными выстрелами и очередями. Спуск производится нажатием ножной педали.

Пушка Flak 30 имеет максимальную скорострельность 280 выстр./мин, практическая скорострельность не превышает 100–120 выстр./мин. За счет уменьшения массы подвижных частей и увеличения скорости их движения у пушки Flak 38 удалось повысить максимальную скорострельность до 480 выстр./мин, а практическую — до 220 выстр./мин. В связи с этим в конструкцию орудия включены специальные буферы-амортизаторы. Повышению скорострельности способствует и использование копирного пространственного ускорителя, который позволяет совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.

Легкий колесный лафет пушки Flak 30 имеет треугольную платформу с тремя сошниками, на концах которых находятся домкраты. При переводе установки в боевое положение платформа опускается на грунт, а колесная повозка откатывается в сторону. Домкраты используются для горизонтирования лафета на местности.

Подъемный механизм позволяет выполнять наводку в вертикальной плоскости в диапазоне углов от –12° до +90°. В горизонтальной плоскости обеспечивается круговой обстрел.

Пушки имеют автоматические построительные прицелы, вырабатывающие вертикальные и боковые упреждения и позволяющие наводить орудия непосредственно на цель. Входные данные в прицелы вводятся вручную и определятся на глаз, кроме дальности, которая измеряется стереодальномером.

Особенностью лафета пушки Flak 38 является наличие двухскоростных приводов наведения. Масса зенитной пушки Flak 30 в боевом положении составляет всего 450 кг, в походном — 770 кг. Пушка Flak 38 легче на 20 кг. Пушки транспортируются механической тягой, подрессоренная двухколесная повозка позволяет развивать скорость движения до 60 км/ч. Перемещение пушки на небольшие расстояния может осуществляться и силами расчета, состоящего из 5 человек.

Для защиты наводчика и механизмов пушки от пуль и осколков снарядов на лафете обычно монтируется щитовое прикрытие.

Пушки Flak 30 и Flak 38 стреляют унитарными выстрелами со стальной или латунной гильзой длиной 138,2 мм. Диаметр фланца гильзы составляет 26,9 мм. Основные данные снарядов приведены в таблицах.

Бронебойные снаряды применяются не только для стрельбы по самолетам, но и для борьбы с бронетехникой противника. При этом наилучшие результаты достигаются в случае использования бронебойных подкалиберных снарядов 2 cm Pzgr. 40 L’spur. Этот снаряд весит 0,1 кг и при начальной скорости 1050 м/с под углом 30° к нормали на расстоянии 100 м пробивает лист броневой стали толщиной 39 мм. При стрельбе с расстояния 500 м бронепробиваемость составляет 20 мм, 1000 м— 11 мм. Выше приведена таблица бронепробиваемости бронебойных снарядов калибра 20×138 мм под углом 90°.

Таким образом, зенитные пушки Flak 30 и Flak 38 представляют собой угрозу для практически всех танков, использовавшихся на начальном этапе Второй мировой войны.

Непатриотичная история создания

Казалось бы, на вопрос, кто именно создал «сорокапятку», ответить легко. За 45-мм противотанковую пушку образца 1937 года орденом Красной Звезды был награждён главный конструктор завода №8 Михаил Николаевич Логинов.

Логинов и сейчас числится в списке создателей оружия Победы, причём перечень разработанного им артиллерийского вооружения больше, чем у всех его коллег. О том же, что все его пушки имеют иностранное происхождение, как-то стараются забыть. Да и список орудий, производство которых на заводе №8 не смогли наладить, весьма велик. А орудия эти были очень нужны Красной Армии, в первую очередь речь идёт о зенитных малокалиберных автоматах. И все современные историки вооружения работу завода №8 оценивают лишь в негативном ключе.

История создания «сорокапятки» началась с закупки в Германии (помимо всего прочего) 37-мм противотанковой пушки, считавшейся на тот момент наилучшей в своём классе. Пушку приняли на вооружение РККА под названием 37-мм противотанковая пушка образца 1930 года и стали выпускать на заводе №8 под индексом 1-К. Несмотря на простоту конструкции и наличие отработанной технологии производство наладили с большим трудом — в первый год забраковали все 255 изготовленных пушек. Всего, по данным справочника А. Иванова «Артиллерия СССР во Второй мировой войне», выпустили 509 орудий, из которых лишь небольшая часть дожила до начала Второй Мировой войны.

Боевое применение пушки

«Сорокопятка» имела множество преимуществ перед другими пушками, главной из которых фронтовые артиллеристы называют малозаметность. Засады и замаскированные позиции часто были «сюрпризами» для немцев, и эффективный огонь позволял отбить атаки превосходящих сил противника. В 1942 году согласно приказу Наркомата обороны артиллерия этого калибра сводилась в легендарные истребительно-противотанковые подразделения.

Личный состав этих частей находился на особом учете, в случае ранения они возвращались в строй только в свои части. Офицеры, сержанты и рядовые получали повышенные нормы пайка, увеличенное денежное довольствие, а так же премиальные выплаты за подбитую технику.

Отличительный знак таких артиллеристов – нарукавный ромб черного цвета с перекрещенными орудийными стволами. По воспоминаниям, когда офицер ПТА заходил в столовую, все присутствующие вставали.

Постоянные попадания по корпусу танков, повреждения ходовой части выводили экипажи из психологического равновесия. Так, один из немецких танкистов скажет после Курской битвы, что у каждого советского пехотинца было по пушке в кармане.

Большую роль играла поддержка расчетами «сорокопяток» наступающей пехоте. В условиях городского боя это легкое и маневренное орудие позволяло поддержать атакующие группы без лишней подготовки. Возможность стрельбы картечью и осколочными снарядами добавляли любви к пушке у пехоты.

После окончания войны пушка была снята с производства, так как на смену ей пришли новые, более мощные орудия. Но карьера 45-мм орудия на этом не кончилась. Конфликт на Корейском полуострове, в который СССР принял решение не вмешиваться официально, щедро снабжался как американской, так и советской стороной.

Оно особо полюбилось корейским товарищам за вышеперечисленные положительные черты. Американцы внимательно изучали, казалось бы, глубоко устаревшие трофейные пушки. Зафиксированы случаи применения трофеев в боях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector