20 лучших фильмов про самураев
Содержание:
- Крадущийся тигр, затаившийся дракон (дилогия, 2000 и 2015)
- Затойчи
- Мэйдзи (1868—1912), Тайсё (1912-26) и Сёва (часть в 1926-45, включая Вторую мировую)[править]
- Одежда самурая
- Харакири (2011)
- Самураи.
- Харакири
- Доспехи и оружие самураев
- Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо
- Самураи иностранного происхождения
- Самураи, марширен!
- Материалы и технология изготовления
- Воспитание и кодекс самураев
Крадущийся тигр, затаившийся дракон (дилогия, 2000 и 2015)
Среди лучших боевиков про самураев последних лет – популярная дилогия в жанре фэнтези о приключениях Ли Му Бая. На пути к самосовершенствованию воина охватили сомнения, справиться с которыми поможет только глубокая медитация. Он отдает свой магический меч на хранение лучшему другу, но оружие похищает таинственный незнакомец. Ли Му Бай отправляется на поиски клинка из зеленой стали.
Оригинальное названиеWo hu cang longЖанрФэнтези, боевик, мелодрама, приключенияАктерыЧоу Юнь-Фат, Мишель Йео, Чжан Цзыи…СтранаТайвань, Гонконг, США, КитайРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.8Возрастные ограничения12+
Затойчи
-
Оценка
7,7 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb) -
Жанр
боевик, триллер, драма, комедия, криминал -
Страна
Япония -
В главных ролях
Такеши Китано, Таданобу Асано, Митиё Оокусу -
Режиссёр
Такеши Китано -
Длительность
116 мин. / 01:56 -
Студия
Asahi National Broadcasting Company -
Дата премьеры
2 сентября 2003 -
Сценарий
Такеши Китано, Кан Симодзава
Затойчи — слепой самурай, который странствует под видом мастера массажа и наказывает толпы якудза своим мечом-тростью. Первый фильм про слепого воина вышел в 1962-м и за одиннадцать последующих лет японцы наштамповали двадцать шесть сиквелов, пока в 1974-м просто не решили запилить сериал еще на пятилетку. Итого: Затойчи безустанно рубил врагов на экранах целых семнадцать лет. «Форсаж» откатился в сторонку и дымит себе моторами. «Затойчи» 2003-го — это экранизация серии романов, которые легли и в основу киноэпопеи прошлого века. В ленте будет все: Везувии из бутафорской крови, сценарный твист, спрятанный под платьем гейши, пулеметная дробь шуток, бодренький олдскульный экшен и безумный мюзикл в финале. Такеши Китано может себе позволить — не зря же его считают самым известным современным режиссером Японии.
Трейлер:
На Венецианском кинофестивале «Затойчи» на своей бешеной боевой тяге заработал четыре награды, в том числе приз зрительских симпатий за лучший фильм и специальную режиссерскую награду.
Мэйдзи (1868—1912), Тайсё (1912-26) и Сёва (часть в 1926-45, включая Вторую мировую)[править]
Хоть самураи как сословие было расформировано во время революции Мэйдзи, самурайский дух всё ещё живет и вовсю используется в японской пропаганде. Надо ведь воспитывать пушечное мясо, готовое умереть за императора и великую Ямато. В советской пропаганде времен Хасана, Халхин-Гола и Великой Отечественной войны смысл тот же, но только здесь самураи — злобные офицеры, беспрекословно служащие императору-империалисту и буржуинам («В эту ночь решили самураи / Перейти границу у реки…»). А в американской пропаганде тех же лет они вообще кровожадные уроды, которых необходимо уничтожать. Сами японцы этому образу вполне способствовали.
С другой стороны по крайней мере в отношении Великих Держав (китайцы и корейцы — отдельный разговор) в эпоху Мэйдзи японцы всячески стремились соблюдать политес и общепринятые обычаи — в первую очередь чтобы их сочли цивилизованными людьми европейцы. В Русско-Японскую и Первую Мировую войны японские солдаты напротив считались едва ли не самыми корректными и обходительными в мире. Однако начиная примерно с середины эпохи Тайсё в военной верхушке начало складываться раздуваемое некоторыми националистическими философами мнение, что японцы, как потомки богов, по определению лучше всех, а значит «долой стыд» — и пошла плясать губерния… Впрочем, до Перл-Харбора, когда война шла только в Китае, не затрагивая европейские колонии в Азии, японцы продолжали вести себя с европейцами и американцами подчёркнуто учтиво, не стесняясь в отношении китайцев.
Одежда самурая
Одежда самурая
Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль их одежды оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.
Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.
Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.
Харакири (2011)
Отчаявшийся ронин Хаширо приходит к главе могущественного клана Ли с просьбой совершить в их резиденции старинный обряд. Мужчина уверен, что харакири – единственный выход из сложившейся ситуации, но у хозяина имения свой взгляд на происходящее. Стареющий Кагаю рассказывает гостю историю ронина Мотоме, который однажды явился с такой же просьбой. По мере повествования Хиширо находит много совпадений со своей судьбой, где были любовь, предательство, утрата, и жажда мести.
Оригинальное названиеIchimeiЖанрДрамаАктерыКодзи Якусё, Мунэтака Аоки, Наото Такэнака…СтранаЯпония, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.3Возрастные ограничения18+
Самураи.
Самураи должны были вести свою жизнь в соответствии с этическим кодексом бусидо («путь воина»). Будучи строго конфуцианским по своей природе, бусидо подчеркивал такие понятия, как верность своему хозяину, самодисциплина и уважительное, этичное поведение. Многие самураи были также привлечены к учению и практике дзен-буддизма.
Воин-самурай, которого боятся и уважают, веками известен как элитный солдат и мастер японских боевых искусств. Это воин, который не уклоняется от чего-либо и защищает своего сегуна (военачальника или даймё) не щадя своей жизни. Отдавая свою жизнь полководцу, самурай следует по пути меча, также называемого бусидо. Бусидо — это строгий кодекс, в котором лояльность и уважение имеют первостепенное значение. Самурай был отображен книгами и искусством в начале истории Японии и его можно сравнить с элитными подразделениями армии.
Современный самурай
Термин «самурай» официально происходит от доиндустриальной Японии (между 1000 и 1900 годами) и буквально означает «тот, кто служит» или воин, который следует кодексу бусидо, чтобы служить своему сегуну.
Самурай является мастером в борьбе с мечом. С помощью своей катаны (дайто, длинный меч) он стремится через бусидо к одной конечной цели в своей жизни, умереть в бою.
Харакири
Харакири
Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота — сэппуку или харакири — есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда самурай не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.
Ритуал сэппуку — это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение — танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.
Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.
Доспехи и оружие самураев
В японских поэмах самураи предстают как воины, виртуозно владеющие мечом. Во многих случаях так и было, но обучение юного самурая включало в себя еще владение копьем, луком и другими видами мечей, кроме катаны. В самурайский комплект, выдающийся при инициации, всегда входило два меча — катана и вакидзаси. Умение обращаться с оружием было визитной карточкой воина и обеспечивало ему победу в бою.
Довольно часто воины носили доспехи. Они изготавливались из тонких искусно выделанных пластин кожи или металла, соединяющихся друг с другом прочными шнурками. Часто пластины покрывали несколькими слоями лака, что увеличивало их прочность. Самурайский шлем полностью закрывал голову от стрел и ударов врага, он тоже изготавливался из гибких пластин. Довольно распространено было украшать шлем яркими масками, которые выполняли одновременно защитные и устрашающие функции.
Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо
Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.
После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.
Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.
Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века
Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.
Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.
Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением
В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).
С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.
Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава
Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.
Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.
Самурай XVII века: статуэтка
Самураи иностранного происхождения
- Ясукэ (яп. 弥助 или яп. 弥介, яп. 彌助 или яп. 彌介; 1530-е, Мозамбик — неизвестно, Киото) — японский самурай африканского происхождения, служивший в период Сэнгоку даймё Ода Нобунаге. Ясукэ прибыл в Японию в 1579 году, будучи слугой итальянского иезуитского миссионера Алессандро Валиньяно. Ясукэ присутствовал во время инцидента у монастыря Хонно-дзи (принудительного самоубийства Ода Нобунаги 21 июня 1582 года). Иногда считается, что Ясукэ был первым африканцем, которого Нобунага когда-то видел. Он был одним из многих африканцев, прибывших в Японию в рамках «торговли с южными варварами».
- Ян Йостен ван Лоденстейн (нидерл. Jan Joosten van Lodensteijn, 1560—1623) — нидерландский мореплаватель и торговец, который впервые достиг Японского архипелага вместе с Уильямом Адамсом. Известный под японским именем Яйосу (耶楊子). Сокращенно — Ян Йостен.
- Уи́льям А́дамс (англ. William Adams; 24 сентября 1564 — 16 мая 1620), также известный под японским именем Миура Андзин (яп. 三浦按針 штурман с Миура) — английский мореплаватель, штурман и торговец. В 1600 году Адамс в составе экспедиции Голландской Ост-Индской компании достиг берегов Японии, став первым англичанином, посетившим эту страну. Японские власти не позволили Адамсу и второму помощнику Яну Йостену ван Лоденстейну покинуть Японию, и моряки вынужденно поселились в её пределах, став первыми самураями — выходцами из Европы. Адамс служил советником сёгуна Токугава Иэясу и занимался для него строительством первых кораблей западного образца, пригодных для дальних морских путешествий. Благодаря его деятельности на службе сёгуна Англия и Голландия смогли начать торговлю с Японией, получив право основать свои фактории; Адамс также активно участвовал в торговле на сюинсэнах и сам организовал четыре морские экспедиции на Индокитай. Он прожил 20 лет в Японии и умер в 1620 году в возрасте 55 лет. В честь Уильяма Адамса назван квартал в Токио Андзин-тё («квартал штурмана»). Необычная биография Адамса стала основой для многих книг — как документальных, так и художественных, как «Сёгун» Джеймса Клавелла — и даже компьютерных игр.
Самураи, марширен!
Поселение в Калифорнии
Братья Генрих и Эдвард Шнелль продавали японским даймё, участвовавшим в войне Босин, самое современное оружие вплоть до пушек Гатлинга. Также они помогали японцам тренировать войска по передовому прусскому образцу. За это Генрих Шнелль получил от даймё дома Айдзу самурайское достоинство, катану, поместье и даже японскую жену. А также прекрасное имя Хирамацу Бухэй — хотя о его отношении к спиртному, в отличие от бравого голландца, доподлинно ничего не известно. После разгрома сёгуната, на стороне которого выступал дом Айдзу, Генрих Шнелль с женой и две дюжины самураев основали поселение в Калифорнии — а спустя два года загадочным образом исчезли.
Как мы видим, за долгие века лишь пятеро иноземцев стали членами самурайского сословия, включая эпоху феодальных войн Сэнгоку, когда самураев штамповали из талантливых простолюдинов всего лишь за отличие в бою. Причём четверо получили такое признание, потому что были незаменимыми военными специалистами, и только Ясукэ — за выдающуюся силу и доблесть, и то при любившем чудить Нобунаге. В остальном в самураи гайдзинам дорога была заказана. Впрочем, гайдзины особо никогда и не рвались.
Материалы и технология изготовления
Традиционная технология изготовления японского меча носила множество не только производственных, но и ритуальных аспектов. Поэтому работа над одним предметом занимала несколько месяцев. Кузнец начинал с духовной подготовки, брал пост, молился, медитировал. Во время работы над мечом часто надевалась специальная ритуальная одежда.
В настоящее время от традиции у японцев осталась только технология. Процесс изготовления оружия включает следующие этапы:
- очищение стальных кусочков от шлаков путем вымачивания с последующей переплавкой;
- создание многослойного металла путем многократного складывания и расплющивания;
- компоновка нескольких металлов — например, мягкого для середины с жестким для наружной оболочки;
- придание базовой формы;
- закалка;
- заточка и шлифовка.
После клинка начинается изготовление рукояти. Она состоит из нескольких обязательных элементов конструкции. Первичное покрытие — из кожи ската или другого морского животного. Финальное покрытие — оплетка кожаной или шелковой тесьмой. Современные производители чаще используют искусственный шелк. Плюс — разнообразный декор.
Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариацииСоставные элементы лезвияЭлементы рукоятки
Воспитание и кодекс самураев
Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.
Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.
Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)
Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.
Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.
Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации
Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.
Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.
Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.